Антропология как область знания (психологическая антропология)

Антропология как область знания (психологическая антропология)

Антропология - наука о развитии человека в естественной среде.

Психологическая антропологя рассматривает культру человека и общества с психологической очки зрения, изучая ее как процесс, рассматривает составляющие культуры, их соотношения, особенности структуризации составляющих, механизмы культуры, особенности индивидуализации культуры в людях, общение носителей культуры.

Таким образом психологическая антропология являет взаимосвязанную систему наук, позволяющие определить особенности взаимодействия личносной психологии, социально психологии и культуры.

Символическая антопология рассматривает культуру как систему знаков, и и взаимосвязанного комплекса.

Психологическая антропология изучает принципы структурной организации культуры. В психологической антропологии восприятие рассматривается как базовый культурно-психологический процесс.

Под артевайтом будем понимать тот или иной элемент культуры (действие, предмет, психологический акт, структура восприятия). Артефакты бывают когнитивные (отображения объекта в памяти человека), материальные, модели действия, идеальные, интенциональные личности и миры.

Культура может выступать в качестве достаточно весомого фактора для формирования психики человека. Культура оказывает определенное влияние на человека с рождения. Детей одевают по разному по половому признаку. Детям могут приписываться культурные характеристики. Таким образом ребенок оказывается артефактом культуры. Ребенок подклчается к культурным сценариям, которые поглащаются и индивидуализируются психикой ребенка.

Культура может накладывать определенные ограничения на наши психические проявления -будем их называть культурными рамками.

ТАким образом культуру можно понимать и как ментальные значения объединенные в систему, включающу и псичиеские аспекты, не выходящие за переделы культурных рамок.

Для различныех культур свойственны свои принципы, которые и изучает психологическая антропология.

Культура определяет условия и дает возможности для действия, указывает цели, ограничивает, позволяет таким образом отличать отклоняющееся поведение. Культура берет на себя функцию таким образом включения и контролирования действиями. Сама культура в свою очередь преобразуется действиями. Как следствие культуру можно рассматривать и в качестве структуры и в качестве процесса. Различные объекты могут иметь в разных культура отличающееся значение.

В качестве термина потолок материала будем понимать внешняя реальность, предметы и проявления, не включенные в значимые системы, которые нельзя назвать артефактами культуры. Их человек как правило не воспринимает, так как они находятся вне человеческого интернациононального мира. Под иннтернациональным миром будем понимать и социокультурное окружение человека.

При этом как правило реальности внешнего мира у большинства людей становятся внутрипсихическими внутренними культурными реальностями.

Человек с детства впитывает культурные сценарии, вместе с ними составляющие (артефакты, модели поведения, культурные стериотипы). В течении взаимодействия с представителями культуры дети копируют способы мышления и запоминают конкретную информацию. Сценарии имеют информацию о путях взаимоотношений. Большинство событий определяются культурой.

Части структуры культуры оказывают базовое влияние на направленность деятельности члена общества. Усвоенные сценарии оказывают влияние на все ситуации определяя восприятия и деятельности человека. Все это записывается в качестве бессознательных установок личности, оказывае непосредственное влияние на личность в целом. Сценарии в свою очередь создаются под влиянием компонентов устновок. Влияние на восприятие, вписывает человека в культурно-обусловленные рамки.

Таким образом в основе культуры находится представление о взаимодействиях, о его структуре и альтернативности. Конкретные же культурные сценарии содержат в свою очередь конкретные альтернативы человеческих взаимодействий.

Комплекс культурных констант - обобщенный культурный сценарий людей (сложная психологическая структура). В его состав входят источники добра и зла; образы коллективности; образы противодействующей и покровительствующей сил; образы условия, источника, способа и поля действия. Способы взаимодействия и взаимосвязи образова называется бессознательным куольтурным полем, представляющий каркас интернационального мира.

Обобщенный культурный сценарий порождае конкретные сценарии событий, часто очень н похожии друг на друга, но имеющие одну глубинную суть.

Через комплекс культурных констант человек воспринимает окружащую действительность,  следовательно он является комплексом констант культурного восприятия.

Таким образом есть прямая связь между окружением человека и основополагающими категориями человеческого разума.  Следовательно сама культура делает возможным один из вариантов адаптации человека.

Культурные константы определяют действия людей в отношении объектов. Культурные константы - четки установки, модели действий, направляющие поведение людей.

Обобщенный культурный сценарий протеворичив и нелогичен, искажает восприятие человека, делая реальность комфортной. Обобщенный культурный сценарий является системой образов, комплексом культурный констант.

Любая активность людей являет собой взаимодействие образов.

В современном обществе очень быстро происходят изменения, связанные с развитием науки и техники. Конкретное содержимое образов может меняться у людей в соотвествии с развитием науки и техники, порождая изменения образа мира.

Таким образом, конкретные культурные сценарии порождаются на основе обобщенного культурного ценария, различающиеся для различных ситуаций. Люди не осознаю культурных констант, средств рационализации и приведения в порядок опыта людей. Люди как правило не обсуждают по этой причине культурных констант. ОДнако культурные константы реализуются в виде представлений для конкретных случаев. Человек осознает их как самый удобный способ действия для каждого случая. Опеределенная норма поведения ввиду несостоятельности и критики может быть заменена на другую, котора будет порождена к слову той же константой. ТАким оразом происходит взаимоотношения фактов реального мира и бессознательных образов человека, являя собой психоаналитический трансфер, то есть перенос бессознательного в конкретный объект.

Присвание себе качеств, заложенных в бессознательном образе самовосприятия будем называть автотрансфером.

Принципы взаимоотношений бессознательных образов реализуются в реальном опыте, направляют действия людей.

Обект трансфера превращается в особо важным в традиции. Трансферы организуют объекты реальности, создают полюса зла и добра в картине мира человека.

Культурные константы являются по факту базвой формализованной моделью действительности, отражаются в моделях действий человеческих сообществ.

Под схемами будем понимать когнитинивные структуры, включающие область интерпретации мира. Схемы являются стредствами интерпретации. Схемы осуществляют связь психологических и культурных процессов.

Сама культура является одним из самых основных источников схем, сами же схемы играют важную роль в психологических процессах, оказывающих влияние на деятельность человека.

Культурные константы определяют личность, мотивируя его деятельность и предоставляя устновки.

Дети запминают основные черты взаимодействий между лудьми, накапливая обыденные сценарии.

Культура выделяется на базе ценностных ориентаций.

Сама культура определяется в необходимостях психологической адаптации людей.

Социокультурная система не едина, а представляет собой некоторое количество взаимосвязанных картин мира. Однако они имеют каркас, называемый системой культурных констант.

Культурная тема является видом устойчивого трансфера, может использоваться  в составе картин мира разных внутрикультурных групп.

Культура распределяется по носителям культуры. Само распределение является средством самоорганизации социокультурной системы. Равновесие системы обеспеченивается ее динамичностью.

Адаптационно-деятельностными сценариями будем называть паттерны (культурные модели) направляющие особенности и направленность социокультурной активности людей при взаимодействии. Адаптационно-деятельностный сценарий генерируется на базе внутреннего обобщенного культурного сценария, подстраивающегося для различных ситуаций.

Действия людей должны входит в состав в стуктуры бытия, и рациональны при использовании логики конкретной культуры.

Внешнее окружение является идеологической, ценностной системой. Внешняя среда требует от человека приспособления. Среда становится элементом трансфера этических констант. При этом идеология изображает область действия социокультурной системы, является ее декорацией.

Таким образом под культурой можно понимать коплекс значимых систем, которые иногда могут неосозноваться человеком, то есть некоторое количество ментальных  составляющих артефактов, включающий как базовую составляющую систему культурных констант (обобщенный культурный сценарий). Обобщенный культурный сценарий влияет на распределение куольтуры и культурных ролей.

Култура выполняет следующи функции: адаптивная, коммуникативная, мотивационная, реструктуализации, самоорганизации.

Социокультурная система - некоторое количество представителей культуры, объединенных единым интериоризированным обобщенным культурным сценарием.

Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А.

Литература: Лурье С.В. Психологическая антропология: Учебное пособие для вузов

Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~qcrEx

Рейтинг@Mail.ru