В различных областях психологии накоплен обширный материал, составляющий теоретические предпосылки нашего исследования. Прежде всего, проблемы взаимоотношений полов и семьи исследуются в социальной психологии и психологии семьи. Существенный вклад внесен в рамках психологии гендерных отношений (работы И.С. Клециной, Е.П. Ильина, В.E. Кагана и др.), где изучаются модели взаимодействия мужчин и женщин в обществе, семье и интимной сфере. Так, Клецина (2004) обосновала новое направление – психология гендерных отношений, описав типичные модели отношений на макро-, мезо-, межличностном и внутриличностном уровнях, и показала, как гендерные стереотипы и установки влияют на взаимодействие партнеров. В русле психологии семьи и брака накоплены данные о факторах удовлетворенности браком, механизмах семейных конфликтов, условиях устойчивости супружеских пар. В частности, исследованиями В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко разработаны методики диагностики удовлетворенности браком, а Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис изучали влияние осознаваемости/неосознаваемости неудовлетворенности на устойчивость брака. Тиводар (2008) в докторской диссертации рассмотрела личность как субъект со-бытия в брачных отношениях, исследовала гендерную идентичность супругов, ценности, потребность в приватности и их связь с удовлетворенностью браком. Ее работа подчеркнула значение субъективного благополучия каждого партнера и совместной активности в формировании устойчивого союза.
Проблема психологической устойчивости личности исследовалась главным образом в трудах по стрессоустойчивости, копинг-стратегиям и жизнестойкости. Понятие резилентности вошло в научный обиход относительно недавно и разрабатывается в позитивной психологии (Э. Вернер, А. Мастен, Д. Флетт, в России – Л.Г. Дикая, Д.А. Леонтьев и др.). Исследования показывают, что резилентность связана с наличием защитных факторов личности, семейной и социальной среды, позволяющих успешно адаптироваться к травмирующим событиям. Психологи изучают модели резилентности, отличая ее от схожих понятий (жизнестойкость, стрессоустойчивость) и подчеркивая, что резилентность – скорее процесс адаптации, чем стабильная черта. Также анализируется развитие резилентности – например, через обучение навыкам совладания со стрессом и эмоциональной саморегуляции.
Развитие эмпатии и ее роль в межличностном понимании освещались как в классических трудах (К. Роджерс – концепция эмпатического понимания в консультировании), так и в современных исследованиях социальной психологии (Л.А. Петровская рассматривала эмпатию как компонент социальной перцепции и основы доверия). Эмпатия трактуется двояко: и как когнитивное понимание внутреннего мира другого, и как эмоциональное сопереживание. Показано, что высокий уровень эмпатии коррелирует с удовлетворенностью в браке и дружбе, способствуя лучшему разрешению конфликтов. В то же время существуют исследования негативных эффектов гиперэмпатии (синдром «выгорания» у специалистов помогающих профессий и созависимых в семье).
Саморегуляция психических состояний и поведения личности разработана в трудах О.А. Конопкиной, В.И. Моросановой, Н.Ф. Ильясова и др. Под психологической саморегуляцией понимается системно-организованный процесс внутренней активности, посредством которого человек осознанно управляет своим состоянием, эмоциями, мотивами и действиями. Выделяются разные уровни саморегуляции – от непроизвольного (бессознательного) поддержания равновесия до произвольной регуляции с помощью осознанных целей и волевых усилий. Практические методы развития саморегуляции – это разнообразные приемы, в том числе аутогенная тренировка, релаксация, дыхательные упражнения, когнитивные техники (самоинструкции, перепроживание ситуаций и др.). В контексте консультирования по проблемам отношений навыки саморегуляции (например, умение успокоиться в конфликте, управлять ревностью или страхом одиночества) рассматриваются как часть психологической компетентности личности.
В области психологического консультирования накоплены многочисленные подходы. Классические модели – психоаналитическое, гуманистическое, когнитивно-поведенческое консультирование – дополнились современными интегративными направлениями (напр., когнитивно-аналитическая терапия, транстеоретическая модель изменений Дж. Протаски и К. Ди Клементе и др.). В социальной психологии особое развитие получила системная терапия семьи (М. Боуэн, В. Сатир, С. Минухин и др.), а также практики краткосрочного консультирования, ориентированные на решение (С. Де Шейзер). Тем не менее, теоретическое осмысление консультативного процесса продолжает сталкиваться с разобщенностью понятийного аппарата и полярностью методов. Суворова в своем исследовании деятельностно-психологического консультирования подчеркивает, что до сих пор отсутствует единство в понимании предмета, целей и способов психологического консультирования, что сужает возможности продуктивного диалога специалистов. Отдельные аспекты нашей проблемы разрабатывались в диссертационных работах: например, Храмова (2003) изучала формирование психологической готовности студентов-психологов к консультированию по проблемам супружеских отношений, предложив структуру готовности и программу ее развития у будущих специалистов. В ее введении отмечается, что современная семейная ситуация характеризуется множеством проблем (детские девиации, неврозы), коренящихся в дисфункции семьи, а отсутствие позитивного эталона брака в массовом сознании осложняет сохранение семьи. Храмова обосновала необходимость подготовки консультантов к превентивной помощи супругам и выделила компоненты готовности: мотивационный, когнитивный, эмпатийный и др. Также ею подчеркнуто, что консультирование супругов – это во многом просвещение и стимуляция их самостоятельной работы над отношениями. Дамаева (2013) затрагивала в своей докторской работе психологию гендерного развития личности (на примере спортсменов), что смыкается с нашей тематикой в части гендерных особенностей самореализации личности. Бендас (2002) исследовала гендерные и этнические аспекты психологии лидерства – ценный фон для понимания половых стереотипов и ролевых ожиданий, влияющих и на интимные отношения. Ожигова (2006) сконцентрировалась на гендерной идентичности личности и смысловых механизмах ее реализации, затронув кризисы идентичности, которые могут отражаться и в отношениях (например, кризис маскулинности или фемининности, обсуждаемый Клециной). Наконец, Зверева (2005) изучала развитие интеллекта в контексте гендерных различий, делая акцент на адаптационных возможностях личности – что перекликается с идеей устойчивости.
Подводя итог, можно констатировать, что проблематика близких межличностных отношений исследована во многих направлениях (социальная психология, психология семьи, гендерная психология), имеются теории устойчивости и адаптации личности, а также многочисленные методики консультирования. Однако синтеза этих знаний применительно к задаче развития психологической устойчивости и компетентности личности в процессе коррекции отношений до сих пор недостаточно. Не до конца разработаны: целостная концепция интегративного консультативного подхода к отношениям; методы одновременной работы с когнитивной сферой (установки, ожидания), эмоциональной сферой (эмпатия, привязанность) и поведенческими навыками в рамках одной программы; способы оценивания эффективности таких программ. Практически отсутствуют научные исследования, которые бы сопоставили традиционные консультативные методы и неформальные практики (пикап, тренинги знакомств) для извлечения лучших решений и нивелирования вредных эффектов. Моя работа призвана восполнить эти пробелы, опираясь на фундамент, заложенный предыдущими исследованиями.
Используемые источники:
Бендас Т. В. Психология лидерства: гендерные и этнические аспекты : дис. ... д-ра психол. наук. — СПб., 2002.
Вернер Э. Resilience and recovery: Findings from the Kauai longitudinal study // Research, Policy, and Practice in Children's Mental Health. — 1993. — Vol. 7. — P. 11–14.
Дамаева А. С. Психология гендерного развития личности спортсмена : дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2013.
Ейдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психология и психотерапия. — СПб. : Питер, 2000. — 384 с.
Зверева С. В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий : дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2005.
Клецина И. С. Психология гендерных отношений : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. — СПб., 2004.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смыслообразующих процессов. — М. : Смысл, 2003. — 511 с.
Masten A. S. Resilience in children threatened by extreme adversity: Frameworks for research, practice, and translational synergy // Development and Psychopathology. — 2004. — Vol. 16, No. 3. — P. 715–744.
Ожигова Л. Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации : дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2006.
Роджерс К. Клиент-центрированная терапия: её порядок и эффективность. — Нью-Йорк : Houghton Mifflin, 1951. — 560 с.
Суворова Е. С. Психологическое консультирование в деятельностной парадигме : дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2009.
Тиводар Л. А. Личность как субъект со-бытия в брачных отношениях : дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2008.
Храмова Н. Г. Формирование психологической готовности студентов к консультированию по проблемам супружеских отношений : дис. ... канд. психол. наук. — М., 2003.