подготовка и использование самоинструктажей.

Подготовка и использование самоинструктажей.

Подготовка и использование самоинструктажей.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

С целью направления деятельности, побуждения и самообучения студентов можно порекомендовать студентам использовать самоинструктажи перед началом познавательной деятельности.

Самоинструктаж может включать в себя.

1. Инструктаж о последующей деятельности, напоминание о существенных моментах организации эффективной деятельности.

2. Инструктаж о грамотной организации самостоятельной работы.

3. Стимуляцию мотивации, генерацию интереса, настрой на работу и др.

4. Постановки задачи запомнить, установки на прочное запоминание: «Установка может влиять не только на самый факт запоминания, но и на длительность запоминания» [84,116]

5. Самоприказы, самоубеждение, самовнушение.

6. Постановка цели занятия по саморазвитию и самообразованию: «Имея перед собой осознанную цель, молодежь стремится реализовать ее в доступной сфере – в учебной деятельности» [226,27].

Самоинструктаж можно предложить проводить посредством чтения заранее подготовленного для самоинструктажа текста, прослушиванием записей, просмотром специально приготовленных видеороликов.

Перед началом работы с тем или иным подалгоритмом саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования можно предложить проводить самоинструктаж, с целью краткого ознакомления с предлагаемым к использованию подалгоритмом саморазвития и самообразования, проинструктировать дальнейшие действия пользователя алгоритма.

Самоинструктаж может применяться с целью повышения эффективности саморазвития во время познавательной деятельности посредством использования законов эффективного запоминания. Приведенный выше список условий эффективного запоминания можно предложить частично прочитывать и разбирать перед началом изучения материала во время самоинструктажа.

Другим примером может служить чтение списка рекомендаций эффективного самообразования, разбитого, по уровням и требующего личностного выбора от студента в зависимости от уровня развития, индивидуальных особенностей, особенностей материала. В качестве примера можно привести следующий список.

1) Эоциональное состояние:

a) нужно интересоваться тем, что изучаешь;

b) нужно четко знать, что изучаемый материал необходимо запомнить;

c) нужно положительно относиться к изучаемому материалу.

2) Состояние тела:

a) правильное положение тела;

b) хорошее самочувствие;

c) оздоровительные мероприятия;

d) правильное сбалансированное питание;

e) соблюдение режима.

3) Рекомендации по изучению материала:

a) нужно добиваться понимания изучаемого материала, механическое заучивание запрещено;

b) нужно добиваться максимального внимания к изучаемому материалу.

Такие списки могут формироваться каждым студентом для себя самостоятельно, исходя из личностных особенностей и уровня достигнутого уровня развития.

Такая схема может позволить последовательно самостоятельно обращаться к тому или иному уровню состояния студента и корректировать его перед началом и при необходимости во время изучения материала, а также выбирать методы, которые можно использовать при изучении того или иного материала для достижения наибольшей эффективности обучения. Такие таблицы могут использоваться студентами во время самоинструктажа, а также во время работы при желании обучающихся.

Для повышения качества саморазвития и самообразования можно предложить также использовать во время самоинструктажа генерацию мотивации: «Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих процессу запоминания факторов: … от действия мотивационного фактора в самых разных его формах: эмоций, интереса, выраженности мотива запомнить» [173,90]. Мотивирующий эффект могут иметь специальные побуждающие тексты, напутствия, аудио- и видеозаписи, прослушивающиеся и просматривающиеся во время самоинструктажа.

 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru