систематическое и целенаправленное самовоспитание студентов. побуждение к самовоспитанию со стороны преподавателей.

Систематическое и целенаправленное самовоспитание студентов. Побуждение к самовоспитанию со стороны преподавателей.

Систематическое и целенаправленное самовоспитание студентов. Побуждение к самовоспитанию со стороны преподавателей.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Самовоспитание оказывает в долговременном периоде положительное влияние на саморазвитие, самообразование и будущую профессиональную деятельность: «Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации» [220, 426]. Это же следует из определения самовоспитания: «Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития» [220, 427]. Следовательно, достаточный уровень воспитанности и способность к самовоспитанию может выступать в качестве условия саморазвития профессионально значимых свойств личности и само может являться профессионально значимым свойством личности. Следовательно, целесообразным является самостимулирование самовоспитания, планомерное повышение уровня своей воспитанности, проведение самовоспитания.

Можно перечислить следующие способы, условия и рекомендации по саморазвитию способности к самовоспитанию и повышения уровня воспитанности.

1. Теоретическая и тренировочная подготовка (самообразование) по вопросам самовоспитания, «теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А.Г. Ковалев, Д.М. Гришин, А.И.Кочетов, Л.И. Рувинский и др.» [220, 427].

2. Планирование самовоспитания: «Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой» [220, 427].

3. Четкая постановка целей самовоспитания: «Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно по­ставленными целями…» [207, 569]; «Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель)» [220, 430].

4. Объективная диагностика имеющегося уровня воспитанности «Самовоспитание начинается с того момента, когда человек … При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент» [220, 430-431].

5. Обоснование перед собой необходимости достижения того или иного уровня воспитанности: «Все это … поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели» [220, 431].

6. Проговаривание вслух целей самовоспитания: «цель полезно в течение нескольких дней проговорить вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании» [220, 431].

7. Накопление знаний, самообучение и обучение ведению самостоятельной работы: «Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с владением учебно-познавательными умениями и навыками и их совершенствованием» [220,161].

8. Использование самообязательства, самоотчетов, самоконтроля и т.п.: «Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство…; самоотчет …; осмысление собственной деятельности и поведения …; самоконтроль» [207, 569-570]; «К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование. Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение» [207, 570].

 
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Используемая литература

автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru